Уроки игры на фортепиано – новые возможности

Технические достижения современной жизни касаются всех областей: не остаётся в стороне и музыка, в частности обучение фортепианной игре.

Речь пойдет о синтезаторе, электронном музыкальном инструменте, способном передавать звучание практически всех акустических музыкальных инструментов.

Поставим рядом фортепиано и синтезатор, и попробуем сравнить. Самое крупное и значительное сходство – чёрно-белая фортепианная клавиатура, и на этом – всё! Дальше – одни различия, но факт, что любой «фортепианист» (независимо от возраста) может и, видимо, должен овладеть синтезатором. Это будет громадный шаг в музыкальной культуре и педагогике.

Начнём с простого, т.е. всего того, что связано с преподаванием и обучением игре на фортепиано:

  • сегодня синтезатор (среднего уровня, не «дешёвка») вполне способен заменить в домашних условиях акустическое пианино;
  • в музыкальных школах, на начальном уровне преподавания музыки, преподаватель фортепиано вполне может и должен уметь научить своих учеников пользоваться синтезатором с учётом всех возможностей электронного инструмента;
  • в музыкальных школах рядом с акустическими роялями надо обязательно ставить синтезатор, иначе современные ученики просто не поймут своих учителей. А в профессиональных музыкальных учебных заведений в учебных планах уже давно присутствует учебный предмет «Синтезатор».

Ещё раз, особо подчеркнём, что речь идет о синтезаторе хотя бы среднего класса по возможностям и, соответственно, по цене.

На что обращать внимание, сравнивая такой средний синтезатор, скажем, с пианино Элегия:

  • глубина хода клавиш на синтезаторе должна немного «недотягивать» до хода клавиш Элегии. Вес отдельной клавиши синтезатора должен быть сравним по ощущениям с весом клавиши пианино. Всё это проверяется очень легко: музыкант подходит к синтезатору, пробует несколько клавиш, даже в выключенном состоянии, и уже после этого делает вывод о «ширпотребности» или пригодности синтезатора для занятий;
  • величина клавиатуры. Количество октав – 5-6. Маловато, но для юного ученика подойдет. Опытному музыканту-программисту – тоже хватит;
  • активность клавиатуры – это когда в зависимости от силы прикосновения (удара) по клавише изменяется сила извлекаемого звука. Обычно это первый признак серьёзности синтезатора. Если этого нет – перед вами просто «дешёвый» и не стоящий внимания инструмент;
  • библиотека голосов (тембры – voice). Для оценки требуется какой-то музыкальный слух и некоторый опыт. Общий подход – тембры заданных инструментов (от фортепиано до струнных и духовых), должны по звучанию приближаться к аналоговому звучанию акустических инструментов. Интересный и любопытный парадокс: тембр (звук) любого синтезатора, даже самого высокого класса, никогда не достигнет полной похожести звучания хороших акустических инструментов. Но чем ближе – тем лучше.
  • секвенсор – встроенная программа записи по голосам. Минимум – на 5-6 трэков, данные о секвенсоре обязательно прописаны в паспорте.

Достоинства синтезатора в сравнении с пианино Красный Октябрь, Элегия, Дон:

  • габариты – значительно меньше;
  • держит строй и не фальшивит, поэтому услуги настройщика отпадают;
  • сочетает возможности музыкальных занятий и музыкально-компьтерного программирования. Но «электронным делам» у кого-то надо учиться, это как овладение хорошей и серьёзной графической программой на ПК;
  • диапазон исполняемой музыки – чрезвычайно широк, практически всё, что звучит вокруг, можно исполнить на синтезаторе: от классики до рока и «попсы».

О недостатках:

  • синтезатор – всё-таки другой инструмент, не фортепиано. Во взаимоотношениях между ними много тонкостей, и музыкант, владеющий и тем, и другим – профессионал более высокого уровня;
  • «дешёвый» синтезатор – напрасная трата средств, времени и сил. Польза от занятий на нём близка к нулю. Прежде чем принять решение о приобретении синтезатора, нужно собрать информацию и проконсультироваться;
  • надёжность синтезатора – высокая, но «машина есть машина» и если вдруг что-то сломается, надо знать заранее, к какому мастеру обратиться. А вывод, всё-таки сделаем оптимистичный: школа фортепиано сегодня – это игра на фортепиано плюс игра и программирование на синтезаторе. И добавим, перефразируя классика: «Синтезатору все возрасты и жанры покорны, от классики — до джаза. Его влиянье – благотворно», разумеется, при правильном и разумном подходе.
comments powered by HyperComments